Все спецухи могут быть полезны при определённых обстоятельствах, а при определённых - бесполезны (и даже немного вредны). Общая полезность спецухи зависит от количества таких положительных и отрицательных вариантов.
Попробую составить рейтинг для полевых игроков (по убыванию полезности)
1. Первая стилевая. (первая в смысле для игрока)
Полезна всегда, кроме случаев, когда она не совпадает с общим вектором проспецушенности команды (например, все игроки имеют Пк, а наш игрок - Ск).
2. Лидерство
Полезно всегда, кроме случаев:
- Игрок слабее 50 (47 с надеждой что наберёт) баллов. В таком случае спецуха просто не работает.
- Игрок очень молод. Здесь Л может повлечь дополнительные потери баллов (может и не повлечь). Возможно, придётся его беречь, но зато с Л охотнее берут в сборные.
- Команда сама по себе слабая и малоспецушная. Здесь просто бонус от Л будет мизерный.
3. Первая моментная: Удар, Отбор или Опека
Однозначно полезны для соответствующей позиции (У - для форварда, вингера, АМ. От/Оп для защитника, DM). Ну и практически бесполезны в противном случае.
4. Атлетизм
Однозначно полезна для сильного возрастного игрока. Чуть менее полезна для сильного молодого (но потом пригодится).
Бесполезна в случае:
- Игрок слабый, дублёр. Такой играть будет нечасто и усталость у него всё равно копиться не будет.
- Команда часто использует жёсткие сливы - тут основные игроки не будут успевать набрать усталость.. с другой стороны, Ат может дать повод призадуматься об уменьшении этого самого числа жёстких сливов.
- Команда имеет сверхдлинную крепкую скамейку. Опять же, Ат может дать повод подумать, насколько она нужна такая длинная.
5. Вторая стилевая
Полезна когда:
- СОВПАДАЕТ С ПЕРВОЙ (по вектору солнце-дождь)! Т.е. Пк+Д - хорошо. Пк+Ск - плохо.
- Обе совпадают с общим вектором команды (см. первая стилевая)
6. Кумир
Качать с базы эту спецуху я бы не стал, а вот с трансфера очень даже полезно.. кроме случаев:
- Игрок слабее 50 (47 с надеждой что наберёт). К не работает у слабых игроков.
- У команды маленький стадион, играет она в Д4.. в общем, доходы копеечные. Тут если купишь Кумира первого уровня - больше на зарплату ему потратишь)
7. Третья стилевая
Должна дополнять набор (Км-Пк-Д, или Г-Ск-Пд, но никак не вперемешку!).
Вообще штука хорошая, но по мне, так это перебор.
8. Штрафной
Очень полезна для лидера атак. В противном случае пустая.
9. Вторая моментная: От к Оп, или наоборот
Для защитников, разумеется. Польза есть, но, ИМХО, сравнительно маленькая.
10. Симулянт
Только для форвардов полезна и только (!) 3-4 уровня, если вообще полезна (споры не утихают и по сей день).
Попадались примеры, когда команда реально стабильно зарабатывала пенальти, штрафные и карточки для соперников.. а попадались и примеры, когда толку не было.
Скорее всего, работает хорошо у ярко выраженного лидера атак. Судя по всему, вкачивание/покупка ещё одного симулянта (к имеющемуся) особо не помогает (уж точно не удваивает пользу).
Внимание! Симулянт 1-2 уровня скорее вреден.
11. Угловой
Только для лидера атак, да и то польза небольшой будет. Для остальных не нужна.
12. Пенальти
Ноль.
Для вратарей:
1. Первая: Реакция или Выход
Если чаще играешь в линию - лучше В, если с последним защитником - Р.
Однозначно полезна.
2. Лидерство
Тут то же самое, что и для полевого. Разве что молодому вратарю Л ещё меньше рекомендуется, потому как если у тебя один из полевых провалит матч - это ещё ничего, а вот если вратарь начнёт пенки пропускать - игра превратится в кошмар. Но это не всегда так, конечно.
3. Атлетизм
Не для дублёра, разумеется. А так.. учитывая что травм вратарей нет и замен тоже - очень полезен.
4. Вторая: Р к В, или наоборот
Добавочный бонус меньше, но всё равно хорошая штука.
5. Кумир
Аналогично полевому.. разве что на гостевых матчах может сказаться если вратарей всего два (ты не сможешь не ставить его в заявку.. иногда полезно в таком случае иметь совсем слабого третьего).
6. Пенальти
Для вратаря как раз плохой отнюдь не является. Правда, сложно сказать насколько она помогает.. но пенальти - такая штука, что дополнительный шанс отбить будет совсем не лишним.
Всё вышесказанное - ИМХО, разумеется. У кого-то может быть и другое мнение.
Дополню насчёт Уровней спецух:
Все спецухи начинают приносить ощутимую пользу только на 3-4 уровне.
Поэтому игрок с несколькими низкоуровневыми спецухами хуже, чем с одной 4 уровня.
Исключение: Ат. Она, конечно, тоже сильнее будет на 3-4 уровне, но и на 1-2 уже принесёт достаточно выгоды. ИМХО - это единственная спецуха, которую есть смысл наращивать постепенно, а можно и вовсе оставить на 1-2 уровне. Все остальные надо при прокачке игрока добивать до 3-4 уровня сразу (с нуля качать либо до 1 чтобы на следующий год добить до 4, либо сразу доводить до 3).